История кладбищ Красноармейска
Место вечного упокоения наших предков.
1834 - 1938
Старое кладбище
Вознесенская мануфактура основана в 1834 году. На строительство фабрики Лепешкина приезжало много людей, они жили рядом с фабрикой и конечно же кто-то из них окончил жизнь в наших местах. Скорее всего сначала усопшие погребались в погостах сел рядом - Муромцево, Путилово, Царево, Петровское, но со временем в фабричном поселке был выделено место рядом с центральной улицей, тогда это была окраина поселка. Поселок рос и к 1920 годам его численность составляла около 4-5 тысяч человек. Безусловно часть из этих людей были уроженцами близлежащих сел и деревень и скорее всего, в случае смерти, их хоронили на семейных погостах в этих населенных пунктах. Даже если принять эти ограничения, а уровень смертности на 1000 человек населения принять за текущий 13 человек в год (раньше этот уровень был выше), то к 1930 году на поселковом кладбище скорее всего было погребено около 3 тысяч человек.
В 1920-30-х годах в СССР прошла масштабная кампания по ликвидации кладбищ. Смерть была “отделена” от Церкви и приходам запрещалось участие в погребальных церемониях. Делали это для того, чтобы люди быстрее забыли дорогу в храмы, ведь в случае похорон можно было легально посетить храм. Связь между смертью и поминовением в храме полностью разрывалась. Процесс похорон должен был стать “советским”, без молитв.
1938
Ликвидация старого кладбища
Кладбище Вознесенского поселка не обошла эта кампания, и в мае 1938 года было подготовлено место в лесу, на высоком месте, между Муромцевым (где кладбище и храм ликвидировали позже, в начале 1950-х) и Вознесенским поселком. Кладбище начиналось чуть дальше от сегодняшних ворот кладбища и располагалось слева и справа от главной аллеи, которая ведет от ворот к памятнику погибшим летчикам и дальше. Старое кладбище, которое к тому моменту находилось уже в центре поселка (рядом стояли "стахановские" и "пожарные" дома, баня, конный двор, дровяной склад, проходила узоколейка) предполагалось снести. Нашлось немало желающих, кто захотел захотели перенести могилы своих почивших близких на новое место, поэтому среди надгробий встречаются плиты с датами смерти и раньше 1938 года.
Но безусловно не все смогли перенести могилы, у усопших уже могло не остаться родных за почти 100 лет существования кладбища, поэтому многие остались в земле навеки. Даже сейчас в парковой зоне около дома по адресу улица Свердлова д. 17 можно увидеть небольшие углубления в земле - это продолжающие проседать могилы - места погребений наших предков на старом кладбище.
Когда строили дом 29 по улице Свердлова, то старожилы рассказывали, что находили кости, так как угол дома задевал бывший участок кладбища. Дом получил в народе название “дома на костях”, сейчас такое название уже редко встречается, так как забылся факт существования того кладбища.

Как нужно православному христианину относится к таким событиям?
Безусловно наши тела являются временным домом бессмертной души, они подвержены болезням, разложению, но эти тела дарованы нам Богом, поэтому мы с почтением, в случае близкого нам человека, устраиваем прощание с ним и верим в общее воскресение. Мы знаем из Священного писания, что “не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” (1Кор). Мы молимся об упокоении души, но не выбрасываем тело просто в мусор.
Тело омывается, окропляется святой водой вместе с чистыми погребальными одеждами (саваном), облачается в них и полагается в гроб, который также кропят святой водой. Все это символизирует чистоту в предстоянии пред Господом при определении дальнейшей судьбы завершившего земной этап жизни человека. Когда мы видим, что честные останки наших усопших предков, людей живших на нашей земле, были попраны, преданы забвению - конечно мы со слезами вздыхаем об этом как о греховном и тяжелом для восприятия событии. Но так как за давностью тех лет что-то деятельное мы сделать уже не в силах, то в наших возможностях остается только молиться о всех них - забытых у нас, но не забытых у Бога. Им очень помогут наши молитвы и добрые дела о них. Так как мы не можем установить их имена, то в православной традиции такие усопшие поминаются словами “и всех, чьи имена ведает Сам Господь”. Все усопшие поминаются в дни особого поминовения - во вселенские Родительские Субботы, но можно и в своем молитвенном правиле использовать эти слова.
А еще важно помнить о истории места, в котором мы живем, знать ее и с благодарностью вспоминать людей, живших тут. Они трудились, чтобы мы могли тут жить, поэтому наша задача грядущим поколениям передавать эту память, чтобы молитва не прерывалась из поколения в поколение, из рода в род.

1990-2000-е годы
Увеличение кладбища
Со временем место, выделенное в 1930-х годах место под кладбище стало заканчиваться, кладбище было ограничено гаражными строениями, и начало расширяться на северо-запад. В 90-е годы захоронения велись до оврага, а с 2008 года был выделен еще один новый участок и кладбище вплотную приблизилось к гаражным кварталам "на грабарях".